Каталог входных дверей

Истории развития пожарной техники



  Предлагаем вашему вниманию выдержку из учебника Пожарная техника 2004 года, полную версию учебника пожарной техники архивом zip для скачивания разместили в конце статьи.

  Использование огня первобытным человеком было величайшим открытием. Естественно, что тогда не осознавалось, что любое великое открытие несет в себе и добро и зло. Огонь принес человеку тепло и горячую пищу, но одновременно он принес ему и неисчислимые бедствия – пожары, с которыми необходимо вести борьбу.

  На протяжении сотен лет накапливался опыт тушения пожаров. В течение этого времени создавались различные примитивные средства, об­легчающие борьбу с пожарами, создавалась необходимость коллективного противостояния огню. Все это привело к необходимости организации по­жарной службы. Ей придали статус государственной службы. Так, в 1649 г. вышел указ «Наказ о городском благочинии». В это же время появился и второй указ «Соборное уложение». Основным положением указов было то, что необходимо готовить людей к тушению пожаров: предписывалось иметь различные средства тушения пожаров водой, уста­навливались меры по предотвращению возгораний и ответственность за возникновение пожаров.

  Обобщая факты убытков от пожаров, государственные чиновники пришли к выводу, что определяющими являются два общих фактора.

  Первую группу факторов составляют: горючесть строительных ма­териалов, внутренней «начинки», планировка зданий и сооружений. В со­ответствии с этим заменялись горючие строительные материалы на него­рючие, создавались рациональные планировки зданий, ограничивающие распространение огня, использовались различные препятствия его разви­тию и распространению.

  Эта группа факторов во многом обусловливает условия развития по­жаров.

  Вторая группа факторов включает: быстроту обнаружения и извеще­ния о пожаре, технические характеристики средств тушения, дорожные условия, водоснабжение и т.д. Эти факторы в значительной степени обес­печивают необходимые условия тушения пожаров.

  Постепенно развивалась пожарная техника. В настоящее время она включает первичные средства тушения, пожарные машины, стационарные установки пожаротушения и средства пожарной связи. Она создавалась и совершенствовалась на основе технического прогресса. Ее развитие осу­ществлялось на протяжении столетий и прошло большой путь от простого снаряжения до мощных средств тушения пожаров. По мере развития тех­ники создавались новые огнетушащие вещества, средства доставки лично­го состава и огнетушащих веществ на пожар.

  Совершенствование пожарной техники потребовало разработки но­вых тактических приемов тушения пожаров и совершенствования подго­товки специальных кадров.

  Инженеры и мастера внесли большой вклад в развитие по­жарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение был награжден медалью. В 1809г. механик К.В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее и был награжден медалью «За полезное».

  В 80-х гг. И.А. Вермишев пред­ложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901-1904 гг. преподаватель физики в Баку инж. А.Г. Лоран предложил тушить нефте­продукты пеной.

  Повлияло на развитие пожарного дела строительство водопроводов. Они были созданы в Москве в 1805г., Новгороде — в 1848г., Киеве — в 1870г., Харькове — в 1879г.;

  В 1913 г., обобщая опыт тушения пожаров, брандмейстер Н.П. Требизов опубликовал книгу «Пожарная тактика», которая переиздавалась до 1928 г.

  Пожарная охрана оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов).

  первый пожарный автомобиль

  Паровая труба (паровой насос)

  Мощность паровых насосов была 11-30 кВт. Это по­зволяло при напоре до 15 м обеспечивать по­дачу воды 750-2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

  Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и по­жарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», «Паккард» и др. Это были автомобили с мощностью двигателей 25-30 кВт. Пожарный автонасос «Паккард» грузоподъемностью 2 т имел запас воды 1400 л, по­дача насоса была равна 1500 л/мин, боевой расчет составлял 6 человек. Пожарный автонасос «Фиат» грузоподъемностью 1,5 т имел запас воды 365 л, боевой расчет 10 человек.

  Расходы на содержание механизированных пожарных команд были в среднем на 30 % меньше, чем на содержание пожарных команд на конных обозах.

  17 апреля 1918 г. был обнародован декрет «Об организации государ­ственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление кон­троля над производством противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов и машин.

  В мае 1919 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О ме­рах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовно­сти». В 1921 г. В.И. Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряже­ний по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной охраны.

  В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техники в стране.

  В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное произ­водство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.

  Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Ее за­пас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 человек.

  пожарный автомобиль

  Пожарный автомобиль АМО-Ф-15

  Пожарные машины явились мощным средством механизации работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. открылся по­жарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно-техническое училище. Так было положено начало подготовке квалифицированных кадров со средним специальным образованием для пожарной охраны страны.

  В период 1932-1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Грузоподъемность их равнялась 5 и 10 т, а запас воды составлял соответственно 3400 и 4500 л. Боевой расчет — 4 человека.

  На автомобиле ЯГ-4 были установлены два двигателя мощностью по 63 кВт. Один двигатель был тяговым и являлся приводом на один насос. Второй двигатель был приводом на второй насос.;

  С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечест­венных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц. В этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения. Вместимость его цистерны была 4000 л, что давало возможность получить до 32000 л пены. Был разработан углекислотно-снежный пожарный авто­мобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомоби­ли, пожарные автомобили освещения.

  Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5.

  В этот период (1937 г.) был образован Центральный научно- исследовательский институт противопожарной обороны на базе Централь­ной научно-исследовательской лаборатории, организованной в 1931 г. В этом институте была сосредоточена вся работа по созданию и совершенст­вованию пожарной техники.

  В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) выпуска­лись пожарные автомобили с передним расположением насосов ПД-10, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов.  

  В период восстановления народного хозяйства (1946-1958 гг.) осу­ществлялось техническое перевооружение пожарной охраны. Для пожарных автомобилей серий ПМГ, а также ПМЗ были разработаны за­крытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впо­следствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии.;

  Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1500-2000 л воды, напор, создаваемый насосами, был 90 м; максимальная скорость движения ПА составила 80 км/ч, мощность двигателей 58-66 кВт (ГАЗ и ЗИЛ). В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.

  Создание мощной пожарной техники потребовало более качествен­ной подготовки кадров. С этой целью в 1948 г. были созданы высшие пожарно-технические курсы, а в 1957 г. на их базе был организован инже­нерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР.

  Создание новых и совершенствование выпускаемых промышленно­стью пожарных машин регламентируется ГУГПС. По его заданию во ВНИИПО разрабатывается типаж пожарных автомобилей на определен­ный срок.

  В типаже пожарных автомобилей устанавливается их оптимальная номенклатура, обосновываются параметры и показатели их типоразмерного ряда. Наряду с этим определяются базовые модели пожарных автомоби­лей и их модификации.;

  Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных ав­томобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137, автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131.

  При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд фак­торов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе гру­зовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых ав­томобилей в стране успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что дизельные двигатели на 25-30 % расходуют меньше топлива, чем карбю­раторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.

  Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигате­лями. Серийно выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(133ГЯ), модель 181 А, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Она имеет запас воды 5000 л и пенообразователя 360 л. Мощность двигателя на автоцис­терне 155 кВт. Модификацией этого пожарного автомобиля является авто­цистерна АЦ-40/4(133ГЯ), модель 181-01. На этой автоцистерне установ­лен двухступенчатый пожарный насос. При напоре 100 м его подача рав­няется 40 л/с, при напоре 300-350 м подача насоса составляет 1,6-1,8 л/с, боевой расчет на автоцистернах 6 человек.

  С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.

  Новым является пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ-0,50,5(66), модель 207. Он создан на шасси автомобиля ГАЗ-66, мощ­ность двигателя около 85 кВт, запас порошка и пенообразователя по 500 кг, боевой расчет 2 человека. Конструкция автомобиля позволяет по­давать одновременно или последовательно пену и порошок. Автомобиль АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах, аэродромах, объектах нефтехимической промышленности.

  Был разработан порошковый автомобиль АП-5(53213), модель 196 на базе грузового автомобиля КамАЗ. Запас порошка на нем 5000 кг, пода­ча лафетным стволом достигает 35 кг/с. Пожарный автомобиль предназна­чен для тушения разлитых легковоспламеняющихся жидкостей, электроус­тановок, сжиженных газов и т.д.;

  Освоен также выпуск специальных автомобилей, таких, как пожар­ный рукавный автомобиль АР-1,8(131), дымосос АД(66), автомобиль газодымозащитной службы ГДЗС-12(130), а также коленчатый подъемник на шасси МАЗ-7310.

  Начиная с 1993 г. предприятиями освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практи­чески всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров.

  Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Разработана серия пожарных насосов нового по­коления. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымо­сосы и т.д.

  Развитие общества не стоит на месте, не ждите когда пожар придет к вам,выполните необходимые требования пожарной безопасности, наша компания производит надежные противопожарные двери в соответствии с техническим заданием, установите противопожарные двери - это обезопасит вашу жизнь и жизнь ваших близких.

Источник материала: Учебник пожарная техника, МЧС России, Москва, 2004 год, изд.3



← Список статей

Кованые мангалы в Москве


Ряд преимуществ, отличающих нас от конкурентов. Ваше намерение купить мангалы в Москве привело Вас в нужное место. Наши преимущества связаны с наличием собственного производства, мы предлагаем купить мангалы которые делаем сами.

Купить уличные урны в Москве


Наша задача – изготовление и продажа уличных мусорных урн, которые являются самыми популярными товарами среди этой категории изделий. В наших возможностях предложить Вам весь ассортимент уличных урн.

Все статьи →


ООО Байкал © 2009 | Производство стальных дверей
телефон: 8(903)720-07-03